Уважаемые посетители и экспоненты!

Выставка состоится!
Новые даты проведения: 10 - 13 ноября 2021 года
ЦВК «Экспоцентр». Павильоны 1 и «Форум».

Возврат к списку

Потребитель По материалам www.master-forum.ru : Официального сайта журналов «Инструменты», «GardenTools» и «Всё для стройки и ремонта» серии «Потребитель»

Дмитрий Горьков Красный Октябрь Нева

Дмитрий Горьков, генеральный директор ЗАО «Красный Октябрь — Нева»

Хорошая новость: потребителям так долго и много рассказывали про всевозможные несуществующие производства в России, что они перестали быть доверчивыми и априори предполагают, что товар сделан в Китае. При всём при том в нашей стране есть предприятия, которые действительно выпускают продукцию, причём высокого качества и по конкурентной цене. И все они сталкиваются с проблемой — мало кто верит в слова «Сделано в России». Особенно в то, что производство сводится не просто к сборке из импортных комплектующих, а есть такая-то более высокая степень локализации.

Мотоблоки и культиваторы завода «Красный Октябрь — Нева» хорошо известны на российском рынке. Но даже эта именитая компания сталкивается с постоянным недоверием. И вот наш журнал, заслуживший репутацию эксперта в области инструмента и садовой техники, пригласили, чтобы посмотреть производство в Санкт-Петербурге и оценить уровень локализации. В рамках подготовки репортажа (опубликован по этой ссылке) состоялся разговор с генеральным директором ЗАО «Красный Октябрь — Нева» Дмитрием Горьковым. Само собой, мы задали вопросы, касающиеся не только предприятия, но и рынка в целом.

Красный Октябрь Нева Санкт-Петербург

Завод ЗАО «Красный Октябрь — Нева» в Санкт-Петербурге

Дмитрий, неужели такому ведущему производителю как «Красный Октябрь — Нева», приходится доказывать, что производство реальное и серьёзное?

Партнёры, которые работают с нами на протяжении многих лет, и даже некоторые конкуренты постоянно приезжают с экскурсиями, так что все они видят развитие нашего производства в динамике, знают историю и могут оценить современный уровень.

Однако каждого конечного потребителя на предприятие пригласить физически невозможно. К сожалению, незнание порождает недоверие. Сейчас мы проводим много выездных семинаров, рассказываем про мототехнику «Нева» и сталкиваемся с недоверием, когда говорим, что производим в России. Очень многие уверены, что уровень локализации низкий и процесс в лучшем случае сводится лишь к сборке из купленных в Китае комплектующих.

Мы ничего не собираем в Китае! Более того, выпускаем в России и сами комплектующие! Когда мы сообщаем это «неподготовленной аудитории», возникает культурный шок.

Цель общения с вами — показать широкой аудитории, что в России у нас есть реальное и серьёзное производство.

Мы видели статистику РАТПЭ по мотоблокам и культиваторам, а также знаем отзывы участников рынка, которые также оценивают объёмы продаваемой продукции. Цифры впечатляют — по нашим данным, «Нева» является безусловным лидером по продажам как в штуках, так и в деньгах. Как сам завод оценивает свою долю на рынке?

Мы можем уверенно говорить, что производим в несколько раз больше всех российских производителей, вместе взятых. Более того, по объёму выпускаемых мотоблоков наш завод является первым в Европе.

Гарантийный парк мототехники «Нева» в 2017 году составлял 105 тысяч единиц. Учитывая, что на мотоблоки даётся 2 года гарантии, а на мотокультиваторы — 3, можно приблизительно понять, сколько мы выпускаем в год.

Вообще говоря, парк мотоблоков «Нева», выпущенный нашим заводом с 1986 года, уже превысил один миллион штук!

Какова география продаж?

Вся территория России — от Калиниграда до Петропавловска-Камчатского.

Мы продаём и успешно конкурируем с китайцами даже на Дальнем Востоке. Хабаровск, Владивосток, Благовещенск... А ведь там буквально пара шагов — и вы уже в Китае.

Некоторые регионы в силу их специфики мы завоевали только недавно. Например, раньше в Перми были чрезвычайно сильны позиции «Каскада», но теперь их дилер работает с нами, так как завод закрылся.

Мы экспортируем в следующие страны: Эстония, Латвия, Литва, Болгария, Македония, Словения, Румыния, Молдавия, Казахстан. В декабре 2017 года произошла приятная для нас неожиданность: поступили предложения по сотрудничеству от немецкой и французской фирм.

Как развивается дилерская сеть на территории России?

Есть два типа компаний, которые на сегодняшний день приходят к нам. Первый — у кого есть хорошие маркетологи, которые понимают, что в сегменте мотоблоков «Нева» — это номер один, а значит, если магазин претендует на высокий уровень, в его ассортименте должна быть продукция нашего завода. Второй — крепкие середнячки-торговцы, которых покупатели буквально «замучили» словами «хочу „Неву“ и больше ничего!».

Важная информация для всех компаний, которые хотят стать нашими дилерами. Завод работает только по официальному договору, который нужно заключать заранее. У нас реальное круглогодичное производство, а значит, необходимо строгое планирование. Нам важен годовой договор с заранее прописанным объёмом закупок — под него планируется объём выпуска и т.д. Просто прибежать и купить в сезон не получится!

Briggs & Stratton Бриггс Стратон с двигателем

Три выпускаемых на заводе «Красный октябрь — Нева» в Санкт-Петербурге модели мотоблоков «Нева» с двигателями Briggs&Stratton: «МБ — Компакт», МБ 1, МБ 23. И это лишь часть ассортимента!

Как Вы оцениваете в настоящее время конкуренцию со стороны китайских производителей?

Осенью 2017 года в Китае прошла известная всем кантонская выставка. Некоторые наши продвинутые дилеры съездили на неё и ради интереса позадавали китайцам вопрос: «Можете ли вы сделать копию „Невы“?». Впервые в жизни они получили ответ, что если с соблюдением всех технических норм и с сохранением качества, то получится дороже оригинала. Поверьте, впервые!

Как вы думаете, почему компания Viking вывела производство из Китая ещё пять лет назад? Они поняли, какими темпами там растёт зарплата и куда они в итоге придут.

Компания Bosch перевела производство своего электроинструмента из Китая в российский город Энгельс ещё раньше — судя по всему, у них маркетологи ещё лучше, они быстрее сообразили, к чему всё идёт.

Вы видели наш станочный парк. Мы периодически получаем предложения от европейских компаний с просьбой в рамках кооперации произвести какой-нибудь вал или ещё что-то. И спрашиваем, почему такой заказ не размещается в Китае, где техническая база гарантированно позволяет его выполнить. Каждый раз выясняется, что если делать с указанным в чертежах качеством, то цена в Китае будет такая же, как в Германии, причём без учёта расходов на доставку!

И ещё один повод задуматься. В октябре 2017 года состоялся съезд Коммунистической партии КНР, на котором ставилась задача по выбору направления развития страны вообще. Стратегий две. Первая — пойти по пути Таиланда и развивать услуги. Вторая — двинуться по пути Южной Кореи и взять курс на энергоёмкое, трудоёмкое, наукоёмкое производство, тяжёлую промышленность и т.д. Правительство КНР, естественно, выбрало второй путь — народу много, металл есть.

После того, как Китай выбрал стратегию дальнейшего развития, он резко занялся экологией. Теперь, например, нельзя приобрести блестящий крепёж из Китая. Почему? Почти все заводы по гальванопокрытию не прошли проверку на соответствие ужесточённым экологическим нормам. Теперь в Китае около заводов производят замеры, и как только прибор фиксирует вредный выброс в воздух или воду, предприятие закрывается. Это в России за нарушение экологических норм «Ростехнадзор» закрывает производство на 30-90 дней и выписывает предписание — как только завод устраняет проблему, его открывают. В Китае предприятие могут закрыть навсегда. Поэтому с октября 2017-го любой алюминиевый редуктор (будь-то автомобильная или мотоциклетная коробка, вариатор снегоходный, квадроцикловый — любой) подорожал на 6%. В связи с этим же Китай сократил поддержку многих своих производителей, в частности, дотации по мотоблокам, произведенным на экспорт, уменьшили с 13% до 11%.

Получается, что в связи с этими нововведениями в Китае у российских производителей мотоблоков и культиваторов появляются дополнительные конкурентные преимущества?

Китайцы постепенно дорожают, это факт. Но проблема в том, что у россиян в настоящее время денег, мягко говоря, не очень много.

Сейчас наблюдается просто массовая тенденция по уменьшению объёма продаж культиваторов. Всех — и наших, и других российских производителей, и китайских. Мы проанализировали и нам причина видится такой. Человек, который покупает мотокультиватор, имеет очень небольшой надел и в принципе, если его сильно прижимают финансы, он эту землю обработает лопатой. До 4 соток — вообще без проблем.

А вот когда соток 15-30, мотокультиватор уже не спасает, нужен мотоблок. Но какой? И тут уже встаёт проблема выбора и покупки.

Показательно то, что мы услышали от дилера в Орле: «Неву» хотят все, но не все могут её купить«. Потребитель знает продукцию нашего завода, он хочет её приобрести, но смотрит в магазине, сколько стоит «Нева», и после этого вынужденно начинает изучать, а что ещё есть на рынке в бюджетном сегменте, пусть даже в ущерб качеству.

В прошлом сезоне на рынке мотоблоков стал как никогда ранее актуален вопрос недобросовестной конкуренции. Многие компании столкнулись с тем, что продукцию, которую они раньше успешно импортировали как мотокультиваторы, таможенники не пропустили. Как Вы прокомментируете данную ситуацию?

Действительно, с начала 2017 года контроль государственных органов ужесточился. Наш завод способствует активному наведению порядка на рынке. Причём ситуация касается не только готовой продукции, но и двигателей.

Есть сайт «Росаккредитации» (http://fsa.gov.ru/), там можно посмотреть все сертификаты на все изделия. Если, конечно, они официально получены, а не куплены «в подвале» (а такое тоже иногда случается).

Наш завод всегда работал исключительно «в белую». Мы имеем на таможне режим зелёного коридора, так как за многие годы у нас не было ни одной ошибки в таможенном оформлении. Что мы заявляем, то и везём — в количестве, в качестве и т.д. Все двигатели, которые мы ставим на мотоблоки, проходят таможенное оформление строго в соответствии с российским законодательством, т.е. плюс 10% к стоимости. Моторы для мотокультиваторов, напомню, имеют нулевую таможенную ставку.

Поскольку мы всё везём официально, нам, как добросовестным участникам рынка, ситуация с наведением порядка только в плюс.

По каким критериям ФТС классифицирует мотоблоки и культиваторы?

Таможня оценивает отличие мотоблока от культиватора по трём критериям:

  1. Колёса. Как только они появляются в комплектации, то это сразу мотоблок — 87-я группа, т.е. плюс 10%. Да, некоторые недобросовестные игроки рынка пытаются колёса везти отдельно, но они должны понимать, что такой обман легко вскрывается: таможенник просто просматривает сайт или каталог данной фирмы, а там указано, что колёса входят в комплектацию. Всё — для таможни это мотоблок, даже если он назван «мотокультиватором».
  2. Вал отбора мощности (ВОМ) в любом виде.
  3. Навесное или любое прицепное оборудование, которое есть в поставке.

Итак, кто-то «по-левому» ввозит из Китая мотоблоки, называя их культиваторами под нулевую пошлину. Есть корректные фирмы, которые ввозят мотоблоки, так их и называя, но тогда они становятся дороже и нужно суметь продать дорогой китайский товар. Впрочем, есть те, кто с этой задачей справляются и в пределах тысячи в год продают.

Вот на таком интересном рынке мы работаем.

Боретесь ли вы с теми, кто пытается продавать подделки под вашу продукцию?

Начнём с ситуации, когда человек покупает какую-нибудь условную «Ниву» вместо «Невы». Дальше зачастую всё зависит от интенсивности эксплуатации. Грубо говоря, при одинаковом объёме использования первый отказ произойдёт не как в случае нашей продукции, т.е. не через 15 лет, а года через 3-4. Двигатель начнёт плохо заводиться уже в следующем сезоне, потребуется чаще менять свечки, не будет полной отдачи при работе с плугом. Кто-то на такую покупку готов идти, так как на «Неву» нет денег. И пусть купили не нашу машину, но и у нас есть репутационные потери — в ходе эксплуатации создаётся впечатление, что «Нева», как и «Нива», будет такой же плохой.

И мы ведём борьбу с такими историями. То, что сходно до степени смешения, решается элементарно. В более сложных случаях удаётся зафиксировать определённые конструкционные элементы — тогда даже другой цвет не помогает. Наконец, всегда можно проверить, а правильно ли такая техника растаможена.

Планируете ли вы развивать ОЕМ-производство?

Такого рода предложения поступают неоднократно, особенно от DIY-сетей. К нам приезжали абсолютно все ведущие сети — «Леруа Мерлен», «Оби» и т.д. Сначала отмечу, что DIY-сетям интересны только культиваторы. Это их уровень продукта. Но такое развитие бизнеса несёт для нас угрозу, так как мы выпускаем товар достаточно сложный и при этом дорогой. Человек, который пришёл выбирать его в гипермаркет, не сильно задумывается о его профессиональном применении, надёжности и т.д. Его интересует единственный критерий — цена. И это — не мы.

При этом нас честно предупредили о том, в конце сезона они могут поставить ценник 50% от закупочной цены. Мы прекрасно понимаем, что если сеть такое сделает, то это обвал рынка где-то на полгода в данном регионе. После такого дисконта, даже когда он закончился, продать что-то невозможно. На рынке мотоблоков любой демпинг отражается мгновенно и действует минимум 2-3 месяца. Мы сталкивались с ценовыми войнами наших дилеров, поэтому ввели индивидуальные штрих-коды на каждый наш мотоблок, в результате можем отслеживать, кто какой мотоблок продал и по какой цене.

Ещё важно отметить, что ни в одной из гиперсетей нет сервиса.

Но самое главное — мы не будем подводить наших дилеров. Многие из них с нами работают по 20 лет — у нас были тяжёлые времена, у них были тяжёлые времена, мы взаимообучались и подстраивались друг под друга. Сейчас наш актив — 200 дилеров, порядка 2 тысяч точек розничных продаж и 150 сервисных договоров.

С какими двигателями в настоящее время выпускает продукцию ваш завод?

У нас сейчас будет три бренда двигателей — Briggs&Stratton, Honda и Yamaha.

Когда в мае 2016-го в Subaru объявили, что уходят с рынка, с сентября 2017 года мы хорошо поработали и сделали предварительный заказ. Как к ключевым партнёрам, нам пошли навстречу и дали возможность создать запас для производства. Последний контейнер двигателей Subaru пришел к нам в феврале 2018-го. К слову, по двигателям Subaru у нас были большие объёмы — к концу десятилетия работы с этой компанией мы продали 300 тысяч изделий с двигателями Subaru.

Vanguard презентация Нева Красный Октябрь новый

Фото с презентации нового двигателя Briggs&Stratton Vanguard, которая состоялась осенью 2017 года в рамках дилерской конференции ЗАО «Красный Октябрь — Нева»

Стратегическим партнёром нашего заводя является компания Briggs&Stratton. Более того, мы для Briggs&Stratton тоже являемся ключевым клиентом. Доказательство тому — мировая презентация нового двигателя Vanguard осенью 2017 года состоялась именно в рамках нашей дилерской конференции.

Тут уместна небольшая предыстории создания нового мотора Vanguard. Однажды мы получили просьбу от российского представительства Briggs&Stratton отправить ходовую часть от мотоблока «Нева» в головной офис Briggs&Stratton в США. Оказалось, что как раз на испытания нового Vanguard. Мы отправили наш мотоблок со снегоуборщиком. Выяснилось, что в Милуоки зимой бывает снег, а у Vanguard заявлен низкотемпературный лёгкий запуск. Проверить решили именно на нашем мотоблоке. Запросили для испытаний продукцию трёх ключевых партнёров Briggs&Stratton — кроме нас, немецкого производителя строительной техники и ещё одну греческую компанию. Под это дело мы специально сделали видеоинструкцию, как собрать, настроить и подготовить к работе мотоблок со снегоуборщиком. На месте всё получилось. И через год испытаний мы получили от американцев видео, как они работают на нашем мотоблоке в штаб-квартире Briggs&Stratton в Милуоки.

мотоблок с новым двигателем Vanguard Бриггс энд Страттон

Новинка: мотоблок «Нева» с новым двигателем Vanguard, презентация

Всё это — в том числе и результат визита трёх вице-президентов Briggs&Stratton на наш завод. А ещё мы являемся «идейными вдохновителями» двигателя RS. Мы постоянно говорили представителям Briggs&Stratton, что для конкуренции с китайцами нужно особое предложение для российского рынка. В результате был разработан мотор RS, который разрешён к продаже в России и Бразилии.

Мы также работаем с двигателями Yamaha. Здесь уместно напомнить: когда Toyota выпускала Lexus, одним из критериев его создания была низкая вибрация двигателя. Toyota такой мотор сделать не смогла и заказала его у Yamaha. На легковых Lexus стоят двигатели Yamaha. Ещё на автомобилях Volvo XC90 предыдущей генерации самый мощный дизель — тоже «ямаховский».

С Yamaha мы начали работать после ухода Subaru с рынка. У MX250 и MX300 ресурс 5000 моточасов, у MX175 и MX200 — 3000 моточасов. Цены чуть выше, чем у Subaru аналогичной мощности.

выбор мотоблока видео отзывы цена

Двигатель — сильный аргумент при выборе мотоблока

Зачем такой ресурс двигателя мотоблоку?

На сегодняшний день некоторые наши мотоблоки используются практически в коммерческих целях. Что это означает?

Если человек, имея среднее хозяйство (не фермерское, для себя) — какую-то скотину, 15 соток под посадку картошки, участок у дома — будет делать все агротехнические операции мотоблоком, то есть пахать весной, культивировать, нарезать борозды, сажать картошку, окучивать, выкапывать, косить траву с активной косилкой, возить на тележке скошенную траву и заготавливать сено на зиму, поливать этим же мотоблоком, выкапывать картошку, культивировать, вспахивать поздней осенью, убирать территорию снегоуборщиком и щёткой, то всего за год он проработает порядка 100 часов. Для частного хозяйства не нужно больше. Всё, что выше, считается коммерческим использованием.

У нас также есть клиенты, которые, купив мотоблок, поменяли третий и даже четвёртый двигатель. По ТУ на мотоблоки у нас ресурс всего 500 часов или 5 лет работы. Средний срок замены мотоблока «Нева» — 10-17 лет. К нам в магазин за изделиями приходят люди, которые покупали мотоблок 15-17 лет назад. Причём у многих мотор стоит уже второй или третий. Наши мотоблоки любят покупать ТСЖ, коммунальщики. Среди корпоративных клиентов есть аэродромы (например, в Кубинке и в Жуковском), Петропавловская крепость, Константиновский дворец, гостиница «Москва». Наши мотоблоки отлично подходят для транспортных работ.

Как Вы думаете, что такое моторесурс двигателя 5000 часов с точки зрения Yamaha? Газоанализатор выхлопа показывает изменение токсичности выхлопа на 2%. То есть, по сути, всего лишь меняется экологический класс мотора. Не поломка, даже не первый отказ — просто изменение состава выхлопных газов в связи с износом поршневых колец и т.д. Двигатель продолжает работать!

Двигатели Yamaha и Briggs&Stratton — это прекрасно. А как насчёт бюджетного предложения?

Популярный китайский двигатель в России обошёлся бы на 1100 рублей дешевле. Если мотоблок стоит 30 тысяч рублей с Briggs&Stratton RS, то он будет стоить 29 тысяч с «китайцем». Насколько целесообразна такая экономия?

Здесь снова уместно небольшое отступление. Когда владеющая брендом Subaru компания Fuji Heavy Industries Ltd. объявила, что в мае 2016 года прекращает выпускать двигатели для садовой техники, нам было предложено посетить два их завода в Китае. Уже было точно известно, что завод Subaru в Японии прекратит свою работу, тогда как два завода Fuji Heavy Industries Ltd. в Китае продолжат выпускать моторы.

Первый завод в районе Шанхая — FСR (Fuji Сhanghai Robin) — получил линию по производству двигателей старой модели Robin-Subaru EY, которая раньше стояла в Японии. Примечательно, что там работают японцы из Fuji Heavy Industries Ltd — в день нашего визита их было 14 человек, они следят за качеством. Надо отметить, что движки EY всегда вырабатывали 2000 часов, они «старенькие» и по компоновке похожи на наш ДМ-1. В целом, моторы очень надёжные.

Потом мы поехали на второй завод, который выпускает двигатели семейства EX. Они производятся по лицензии на полной копии линии, которая стояла на заводе Subaru в Японии. Там тоже были японцы, но уже не с Fuji Heavy Industries Ltd. Китайцы наняли другую японскую компанию, которая постоянно держала в Китае 9 человек, контролировавших качество. В результате переговоров на втором заводе нам предложили брать моторы, которые мы покупали как Subaru EX, под любым брендом — хоть Robin CC, хоть «Мототехника Нева». Нам назвали цену, и она нам не понравилась.

На наш взгляд в КНР есть всего ДВЕ компании, которые способны выпускать моторы с моторесурсом 1000 часов и выше. Так вот, двигатель китайского производства с моторесурсом 1000 часов стоит в Китае $110. Мотор, который отработает от 500 до 800 часов обойдётся в $90, 300 часов — $60. А «двигатель», который заведётся и проработает часов 5, продают примерно за $40. Вот 4 типа двигателей, которые выпускают в Китае. Вы поймите, ни один российский бизнесмен ни за $110, ни за $90 движки в Россию не везёт — с такой ценой «нечего ловить».

Вернусь к тому, с чего начал ответ на данный Ваш вопрос: разница в цене между Briggs&Stratton RS и популярным китайским двигателем — 1100 рублей.

Зачем нужен дизельный двигатель на мотоблоке?

Его очень любят на Украине, гораздо реже — в России, в специфических ситуациях. По факту, дизель интересен только тем, у кого есть доступ к легкодоступному дизельному топливу.

В остальном — исключительно неудобно. Сложности в запуске, вибрация, выхлоп...

Проводите ли вы собственные испытания?

Само собой! У нас, как у оборонного завода, «авиационный ген» — силен, мы всегда обращаем внимание на всё.

Например, у нас были сомнения по двигателю Briggs&Stratton RS, и у всех были сомнения. Мы нашли в 50-ти км от нашего завода владелицу конюшни, у которой 55 лошадей орловской породы. Причём здание конюшни построено так, что между денниками проезд чуть шире, чем стол, — ни трактор, ни машина не проходит. Вписывается только мотоблок с маленькой тележкой: туда его загоняют задним ходом до конца, а потом начинают нагружать навозом с соломой. Каждый день работы по уборке — это девять часов (!!!), круглогодично, без выходных и праздников. Фактически «авгиевы конюшни»! Причём сотрудники конюшни убирают все по очереди, так сказать, в качестве трудовой повинности. Для нас прелесть ситуации в том, что все трогаются, переключают передачи и едут по-разному. Это как раз неподготовленные потребители. Мы им специально ничего не рассказывали, обучений не проводили, а просто отправили мотоблок.

Владелице конюшни не хватает времени на обслуживание. В двигателе Briggs&Stratton RS950 за 1156 часов наработки она поменяла масло три раза. И за всё это время она ни разу не заменила воздушный фильтр!

Двигатель Briggs&Stratton RS950 после 1156 часов наработки в таких жёстких условиях испытаний в конюшне спокойно и стабильно заводится. Конечно, он стал немного «подкапчивать», но сохранил свои мощностные параметры. Можно быть уверенными, что 1300 часов этот мотор смело отработает даже в жёстком режиме эксплуатации. Всё же катать его по 9 часов в день — это много!

Чего не любят китайские двигатели? Они очень чувствительны к замене масла и воздушного фильтра. Если этого не делать, «китаец» за 5 часов выгоняет всё масло и клинит. Вот и разница.

Что касается ремней, то мы используем два наименования — Toуо Power и Continental. Наработка на отказ — 300 часов. Это в разы выше, чем у аналогов китайского производства или «Ярославрезинотехника» — для них «великое счастье» отработать 50 часов. Есть, конечно, специальные агротехнические ремни (зелёные), которые могут наработать 1000 часов, но они стоят в несколько раз дороже, чем те, которые мы применяем.

Конюшня — это ведь не единственный способ проведения испытаний?

Конюшня интересна как испытания в реальных жёстких условиях разными пользователями. Конечно, у нас есть разные виды тестирования.

Есть испытательный участок непосредственно рядом с корпусом, там стоят испытательные стенды. Мотоблок выкатывается, с усилием 50 кг его притягивают к роликам, надеваются 2 противовеса по 6 кг (аналогично тому, как ваш журнал проводил испытания с «Мобил К», когда тестировал двигатели).

Ещё мы проводим испытания прямо на большой территории завода, когда мотоблок применяется для перевозки грузов в любое время в любую погоду.

Так мы набираем статистику. Что это означает? Если мы тестируем двигатель, то потом разбираем его и делаем полные замеры на измерительной машине всех важных для нас составляющих — диаметр цилиндра, наличие хромировки, диаметр поршня, зазоры в кольцах, подшипники (коренной и верхний) и т.д. Проверяем всё и заполняем карту. Снова собираем и запускаем. Через 100 часов снимаем с испытаний и опять разбираем, смотрим износ, собираем и продолжаем испытания по регламенту.

Мощностные параметры измеряете на специальном стенде?

Можно, но мы стараемся делать акцент на полевые условия. Нет более надёжного показателя, чем, например, снегоуборщиком начать убирать мокрый снег высотой сантиметров 50. Если движок не тянет, это видно сразу.

Кстати, на таком тесте «садятся» все автономные снегоуборщики. Мы сделали наш снегоуборщик: ввели зубья на шнеке, с двигателем 9 л.с. и редуктором «МультиАГРО» 4+2. У него первая передача — это примерно 1,9 км/ч, когда мотор работает на 3600 об./мин. Отброс — 9 метров, снег — любой! Мёрзлый, лежалый слоями, замёрзший. Абсолютно любой!

Однажды удивил дилер во время проведения семинара, который заявил: «Классный снегоуборщик! Однажды мне не туда „Камаз“ песка высыпали летом, так я двумя такими снегоуборщиками перебросил его туда, куда мне надо». Важно — не пытайтесь повторить данный эксперимент, случай будет не гарантийным!

И ещё о мощностных параметрах. Китайцы любят копировать двигатель Honda GX. Официально Honda в своём европейском каталоге 2017 года повысила мощность этого мотора до 5,8 л.с. (раньше было 5,5 л.с.). А на китайских копиях написано 7,0 л.с. Копия из плохого материала, и к тому же мощнее оригинала. Это — нобелевская премия, не меньше!

На испытаниях мы используем гаджет, который ставится на руль мотоблока. Он считает моточасы и своевременно напоминает — показывает маслёнку (нужно заменить масло), сигнализирует, что нужно заменить воздушный фильтр и т.д. Также мы используем беспроводной тахометр. Все китайские двигатели, чтобы хоть как-то соответствовать по мощности, имеют обороты 4000, в то время как масляный клин в коренном подшипнике правильно работает до 3600. Умельца, который потянул пружинку и догнал обороты до 4200, то есть провёл «тюнинг», чтобы сделать двигатель мощнее, ждёт неминуемый сюрприз. Неприятный....

Приведу прямую аналогию из «Формулы-1»: моторесурс двигателя с турбонаддувом 3 атмосферы составляет 10 часов, а в 4 атмосферы — 15 минут. Здесь приблизительно то же самое.

Ещё никто не застрахован от плохого масла. А некоторые особо «экономные» пользователи вообще отработку заливают...

Как обстоят дела с запчастями на двигатели Subaru?

По запчастям поддержка Subaru будет длиться ещё 8 лет. В Японии для этих целей под эгидой Fuji Heavy Industries Ltd. создана специальная отдельная фирма, которой переданы все соответствующие полномочия.

Вопрос «Нужна ли обкатка мотоблоку?» мы уже задавали прошлой весной другим производителям. Каков Ваш ответ?

Обкатка подразумевает смену масла через 5 часов. В этот период работать можно и нужно, но важно при этом не поднимать обороты выше 2/3. Можно и больше, если не перегружать двигатель. То есть если кататься с пустой телегой, то можно и на максимуме. Но если загружаете телегу или решили пахать (тем более целину!), то при работе на не приработанном двигателе при максимальных нагрузках (на максимальных оборотах) вы просто сокращаете его будущий ресурс.

Обкатку мотоблока крайне нежелательно делать на холостом ходу, так как карбюратор в принципе не приспособлен к длительной работе в таком режиме. Если так обкатывать, то точно придётся менять по крайней мере одну свечку.

У китайских двигателей есть тонкость. Китайцы таким образом пытаются приработать свои шероховатости и несоответствия параметрам. Тема так называемой «холодной прикатки» пошла от китайского производства автодвигателей, когда автомобильный бензиновый мотор присоединяется к электрическому и таким образом вращается без нагрузки в масле. Двигателю хорошо — он работает «на холодную», газов нет. В результате механизмы притираются. Но всё это делается в условиях автозавода! В быту такого сделать нельзя, а поскольку китайский движок имеет большие зазоры, есть высокий риск, что он заклинит при горячей обкатке на холостом ходу.

Расскажите о редукторах.

По нашим сравнительным испытаниям при одинаковых движках наши и конкурентные мотоблоки показывают разный ресурс — в первую очередь по редуктору. В частности, на наших «МК-200» и «МБ-Компакт» стоит одинаковый редуктор. Когда наши конкуренты увидели эти изделия, то сильно занервничали и разработали конкурентные продукты, но они стоят дороже! Когда мы создавали этот редуктор, то кинематику просчитывали под двигатель 3,5 л.с. И с этой мощностью наш мотоблок выполняет все работы и может пахать плугом на глубину 18 см. Когда мы сделали такую модель, у сотрудников отделов сбыта и маркетинга возникло недоумение. Силовой культиватор или легкий мотоблок с двигателем 3,5 л.с.? Срочно поставить 5 л.с., а лучше 6 л.с.! Их реакция была такой. И мы поставили 5 л.с. и 6 л.с. Но нужно понимать, что там не полностью выбран потенциал редуктора: стоит однорядная усиленная цепь, а редуктор рассчитан под двухрядную. На сегодняшний день он — неубиваемый!

объёмы производства в России мотоблоков

Фото с уходящими вдаль редукторами снято специально, чтобы показать — объёмы производства внушительные.

К слову, когда мы создавали редуктор «МультиАГРО» и собрали 3 образца, то у нас за испытания отвечали молодые конструкторы. Они так спешили, что забыли залить в редуктор масло. И мы поехали в поля и проработали 70 часов без масла, пока оператор, меняя износившийся стопор, не обжёг пальцы о редуктор. Померяли температуру поверхности корпуса пирометром — 92 градуса! Залили масло и продолжили испытания дальше. Кстати, конкретно этот редуктор отработал потом не то 700, не то 900 часов.

Ваше отношение к вопросу гарантийности того или иного случая?

Мы очень хорошо знаем нашу продукцию. Когда к нам приходит покупатель со словами «Был ясный солнечный день. Я впервые в жизни завёл мотоблок, он проехал пару метров и сразу сломался», то мы изучаем износ и сразу видим реальную ситуацию. Как правило, оказывается, что такой «новый» мотоблок долго эксплуатировался в основном на транспортных работах минимум по 4 часа в день, вывозил больше 500 кг на тележке и т.д. Естественно, такие случаи под гарантию никак не попадают.

Наши работники сервиса приучены: когда в ремонт приходит мотоблок, первое, что они делают, — берут 2 баночки и сливают в них масло прямо при владельце, а именно 0,3 л в одну и 0,3 л в другую. Одна остаётся как образец хозяину мотоблока, а вторая сдаётся в центральную заводскую лабораторию, которая потом рассказывает, какие загрязнения есть в масле. Когда приносят якобы «новый заклинивший двигатель с новым воздушным фильтром», то сразу видно: в масле столько кремнезёма, что сразу понятно — фильтр был забит, его никто не чистил и от этого мотор заклинило. И даже если перед сдачей в СТЦ заменить масло, всё равно цвета побежалости и перенос алюминия на чугунный коленвал никто не отменял. Это классика!

Но вопиющий случай удивил даже видавших виды специалистов. Они не поверили, когда при сливе масла почувствовали запах и удивлённо спросили владельца мотоблока. Оказалось, что да, он залил... олифу! Причём он считал, что прав, так как олифа — это тоже масло!

Вообще, у нас есть гигантский опыт работы с дилерами, получения от них обратной связи и оперативного реагирования.

Гарантия или нет? Случай часто признаётся гарантийным в пользу клиента, даже если он не прав и нарушил правила эксплуатации. Но при этом нам нужна точная и честная информация, при каких обстоятельствах произошла поломка.

Чтобы мы начали какие-то движения, нам достаточно трёх одинаковых случаев из разных мест. И это несмотря на то, что мы выпускаем данную продукцию десятками тысяч в год. И мы начинаем разбираться — анализируем конструкцию, обязательно запрашиваем сломавшиеся детали, смотрим их на заводском рентгене, режем.

Есть ли идеи по расширению ассортимента? Например, заказать что-то в Китае?

Чтобы диверсифицировать бизнес, есть соблазн выпустить что-то ещё под названием «Мототехника «Нева» или под другим собственным брендом. Что именно, пока не решили — от мотокосы до генератора.

Мы пока думаем, потому что на рынке в настоящее время много «Китая», причём недорогого. Если посмотреть спектр брендов по любой тематике (мотокосам, бензогенераторам и т.д.), он переваливает за тысячу. Во многих городах предприниматели заказывают под собственными местечковыми приват-лейблами. Одно и то же изделие подаётся в разных городах под разными цветами и лого.

Мы закупаем образцы, проводим испытания. Но пока они нас не удовлетворяют — нет уверенности во всём этом многообразии продуктов, так наши дилеры знают, что если мы что-то предлагаем, то этому можно доверять, а если что-то случится, то это наш вопрос.

Мы — компания «белая» и всё делаем официально. Зачастую тот товар, который въезжает в Россию, до сих пор имеет «серые» схемы растаможки — по крайней мере, так можно предположить. При полностью «белом» подходе есть риск не попасть в цену.

У нас всегда много идей, но важно следить за себестоимостью. Нас часто спрашивают, а можно сделать так или иначе — а мы всё это уже отработали. Если воплощать какие-то идеи в жизнь с надлежащим качеством, то не всегда получается уложиться в цену. В общем, мы можем сделать многое, но есть вопрос востребованности этой техники на рынке по этой цене.

Вообще, нам как заводу ещё можно диверсификацию осуществлять за счёт конкурентных технологий. Одна из них — алюминиевое литьё под давлением. Мы можем делать редукторы или другие комплектующие (причём не только для мотоблоков) для какого-нибудь серьёзного ОЕМ-партнёра. Для нас это направление кажется гораздо более интересным. Оно сложнее, так как чтобы развиваться, нужно пройти какой-то этап, дооснаститься и т.д. Но именно такой путь нам кажется вполне более вероятным для будущего развития завода. Если у какой-то компании есть такие интересы в плане кооперации, обращайтесь — мы открыты для сотрудничества.

Поговорим о навесном оборудовании.

Потребители оценивают не только сам мотоблок, но и его свойства — как он пашет, косит, убирает снег и т.д. Поэтому мы активно занялись разработкой навесного оборудования и доводкой того, что у нас уже есть. Сейчас мы разрабатываем и тестируем две приставки к мотоблоку — дровокол и измельчитель веток.

Ещё обращу отдельное внимание на наш плуг собственной разработки. Три минуты в земле — и с него полностью слезает краска, а это означает, что он правильно функционирует. Наш плуг способен работает по целине, включая мокрый суглинок. Как известно, в России представлено 3 вида тяжёлых почв — чернозём, глина и каменистая почва Урала. Все остальные почвы гораздо легче. Если плуг пашет там, то он будет пахать на любой почве. Наш — пашет. Он гарантированно работает на любом нашем мотоблоке. К слову, профиль плуга мы разрабатывали совместно с Санкт-Петербургским государственным аграрным университетом на профилографе, то есть по нему есть профилограмма и формульные расчёты.

Какие критерии правильной вспашки? Глубина 18 см и полный оборот пласта?

Давайте сначала разберёмся, когда надо пахать и для чего. Пахать нужно осенью перед морозами, чтобы перевернуть пласт, в результате вредители не успевают заглубиться обратно в почву и погибают. Когда россияне убирают картошку в конце августа и потом сразу вспахивают поле — это абсолютно бесполезная работа: все личинки вредителей закапываются обратно и успешно зимуют. Нужно перепахивать поздней осенью, когда ударил первый заморозок. Трактор поднимает до 35 см — для огорода столько не нужно! 18 см — это предел, глубже ничего хорошего нет. Откуда мы это знаем?

В своё время мы задали себе ряд вопросов: почему мы делаем именно такое изделие, правильно ли оно работает с фрезами и др.? И мы отправились в аграрный университет. У доцента был мотокультиватор «Крот». На тот момент мы выпускали «МК 100». И доцент предложил сделать сравнительный анализ. Чтобы сравнение с «МК 100» было корректным, пришлось купить нового «Крота». В результате мы получили толстый отчёт с фотографиями и замерами, из которого мы узнали о существовании двух параметров: вспушённость и комковатость почвы. Что на что влияет? Во всех наших изделиях обороты культивации (это вторая или третья передача) — от 80 до 125 об/мин. Именно в этом диапазоне достигаются правильная вспушённость и комковатость. Если обороты меньше 80, получаются крупные комки — когда мы бросаем семена, они падают под эти комки и плохо всходят. Если же обороты больше 125, появляется мелкая фракция в виде «пудры», которая ведёт себя практически как цемент. В район Оренбуржья такую фракцию унесёт ветер, а под Санкт-Петербургом её смоют дожди. А то, что останется на грядке, образует корку толщиной 2-3 сантиметра — как цемент. Такая корка по капиллярам вытягивает воду из земли в 10 раз быстрее, чем просто разрыхлённая почва, то есть она моментально сама себя сушит. Поинтересуйтесь, сколько у некоторых наших конкурентов оборотов на валах, и сделайте выводы!

Когда мы получили отчёт доцента, мы поняли, что сравнивать изделия нужно при одинаковой вспушённости, комковатости, глубине обработки и площади. И наш «МК 100» оказался в два раза производительнее «Крота». Чтобы получить такую же вспушённость и комковатость, на «Кроте» приходилось снижать обороты, ещё ему не хватало мощности, чтобы зайти на полную глубину — приходилось проходить туда-сюда.

Если у вас правильная вспушённость и комковатость, то земля никакой дополнительной обработки не требует.

Позже, после проведения испытаний плугов и получения отчётов, появился и третий параметр — глыбчатость. Плуг должен плавно переворачивать весь пласт, а не создавать глыбы. Если глыбчатость высокая, то придётся дополнительно пройти фрезами или бороной.

Как Вы относитесь к аккумуляторным технологиям?

Во-первых, у нас есть различные варианты своих наработок, а во-вторых, мы провели собственный анализ. Да, часть рынка малых культиваторов для рыхления грядок перейдёт на аккумуляторные двигатели, без сомнения. Но нужно осознавать, что аккумуляторный культиватор дороже бензинового раза в три. Это очень удобно, но это — не сегодняшний день в России.

Ещё нужно учитывать, что минусовые температуры в России — это совсем минус. Современным батареям он пока «не по зубам».

Какие у Вас ожидания от будущего? Куда будет двигаться рынок? Чего будет хотеть потребитель?

Из тенденций, без сомнения, — аккумуляторная техника. Прорывом может стать появление аккумулятора большей ёмкости (раза в три), повышенной морозоустойчивости и с малым временем зарядки.

Продажа коммерсантами дешёвой китайской техники в определённом смысле изменила сознание потребителя, и он уже готов купить что-то дешёвое и смириться с тем, что через 3-5 лет эта штука сломается и ему нужно будет решать вопрос с покупкой новой. Это говорит о том, что у россиян не очень хорошее финансовое положение. Хотя тяжёлые кризисные ситуации, как правило, ведут к тому, что дешёвые вещи покупать перестают. Года через 3 мы придём к какой-то невозвратной точке, потому что товары из Китая станут очень дороги. Особенно качественные. Всё-таки Китай от нас находится далеко и затраты на логистику высокие. И выход — отечественные производители, в том числе и мы.

Но ближайшую перспективу мы видим в дальнейшем улучшении потребительских качеств мототехники «Нева». Наши изделия должны стать ещё легче в эксплуатации, надёжнее и, конечно же, удобнее!

Официальный сайт ЗАО «Красный Октябрь — Нева»: www.motoblok.ru

Интервью подготовили Любовь Балаболина, Андрей Зборовский и Алексей Меснянкин


Возврат к списку

Подписка на новости

Наши партнеры

Стратегический партнер выставки Ассоциация  РАТПЭ

Kolner
СТАВР
Интерскол
HiKOKI
Metabo
Фиолент
Stihl
Лит
Patriot
StanleyBlack&Decker
MachineStore
УралОптИнструмент
GreenWorks
Kress
Worx
Positec

Генеральный спонсор выставки

Caiman
РЕКЛАМА