Уважаемые посетители и экспоненты!

Выставка состоится!
Новые даты проведения: 10 - 13 ноября 2021 года
ЦВК «Экспоцентр». Павильоны 1 и «Форум».

Возврат к списку

В павильоне «Экспоцентра», соседнем от того, где принимали выставку «Металл-Экспо» (о ней «Про Металл» недавно писал), параллельно проходило ещё одно отраслевое мероприятие — MITEХ. Это международная выставка инструмента, оборудования и технологий. 

Обозреватель «Про Металла» нашёл время заглянуть и туда, поскольку для металлургов это, как минимум, потребители их продукции. Что же удалось увидеть на экспозиции?

Надо сразу отдать должное мужеству организаторов мероприятия. Оно проходит регулярно уже много лет (нынешняя выставка — пятнадцатая по счёту). И вдруг за несколько месяцев до проведения в 2022 году выясняется, что отвалилась едва ли не половина традиционных участников — иностранные фирмы. Но организаторы всё же решили продолжать, хотя изнутри их грыз червь сомнения — а придёт ли вообще кто-нибудь из посетителей?

И не прогадали: на открытии у входа часа полтора не рассасывалась толпа, а в павильонах было тесно от стендов. Участников набралось 280 фирм (представлены были Россия, Казахстан, Беларусь, Китай, Индия). Экспонировались товары обоих категорий — и класса «хобби», и класса «профессионал». Видимо, ко всему прочему, повлияли и два предшествующих «ковидных» года, когда люди истосковались по общению в офлайне...


В павильонах было тесно от стендов, и посетителей хватало. Редкая картинка в наши дни.

А что же происходило в 2022 году на рынке электроинструмента и средств малой механизации? На этот вопрос дали ответ на конференции в рамках выставки. Спад есть, он очень серьёзный, и куда сильнее, чем в той же металлургии. Правда, рынок, достигнув дна летом, начал постепенно подниматься, и к концу года, возможно, цифры уже не будут выглядеть столь пугающе.

Цифры же, если верить исследованию Российской ассоциации торговых компаний и производителей электроинструмента (РАТПЭ), которая привела свои прогнозы по поводу того, как изменится спрос на электроинструменты в стране, на сегодня таковы. 

По данным ассоциации, самый серьёзный спад ждёт по итогам года сегмент продаж инструментов с аккумуляторами — на уровне 30%. Продажи измерительных приборов сократятся на четверть, примерно также упал и спрос на сварочные аппараты. 

В целом по году РАТПЭ ожидает снижения продаж в России электроинструмента на 20–25%, несмотря на то, что в третьем квартале 2022 года продажи после сильного проседания летом вновь начали расти. Некоторые компании оказались, как признают участники выставки, на грани выживания. Снижая, кстати, и внутренний спрос на металлы (хоть влияние этого фактора несравнимо меньше, чем воздействие строительства или автопрома).

Впрочем, в кризисе оказались не все. Скажем, компания Caiman, собирающая и реализующая садово-парковую технику, считает, что в чём-то стало даже легче. Основатель фирмы Александр Маркин полагает, что их продукция относится к премиум-сегменту, и после ухода с рынка России иностранных вендоров реализовывать её проще, даже несмотря на сокращение спроса.


Садовая техника по-прежнему пользуется спросом.

При этом даже в нынешнем году Caiman смог вывести на рынок порядка сотни видов новой продукции. Среди прочего сказался на спросе и пресловутый ковид, который, при всех тяжёлых последствиях, привёл и к тому, что люди массово «потянулись к корням», вспомнили о садовых и дачных участках, там пересиживая пандемию. 

Почему бы не приобрести новым дачникам для своей «фазенды» робота-газонокосилку от Caiman (можно задать параметры по желаемой высоте газона, и робот поедет сам, обходя препятствия с помощью сенсорных датчиков)?

С чем точно стало сложнее — так это с иностранными партнёрами, особенно с западными, и их комплектующими (часть изделий Caiman собирает в Подмосковье, но большую часть на западных предприятиях). Впрочем, как говорит Маркин, в их случае это оказалось не критично.

Тема взаимодействия с «недружественными странами» затрагивалась многими российскими фирмами в ходе наших интервью.

Кого из партнёров с Запада отрезало напрочь, так это «крупняк», чьи акции торгуются на фондовых рынках. Им приходится волей-неволей (обычно неволей) дистанцироваться от любых потенциально «токсичных» партнёрских связей. 

А вот компании помельче могут удовлетвориться просто письменной гарантией того, что их контрагент никак не связан с российским ВПК. Чаще других в этой связи поминали участники выставки добрым словом Италию, стремящуюся хотя бы на низовом уровне сохранить налаженные коммерческие и производственные связи, недобрым — Британию, которая ведёт себя очень жёстко.

А если у кого-то в учредителях оказались известные западные компании, то нередко они из учредительства выходят, по крайней мере, формально, заставляя проводить ребрендинг. «Комплектующие у нас по-прежнему будут западные, качество — тоже. Но вывеску меняем», — пояснили «Про Металлу», например, на стенде фирмы, реализующей садовую технику и инструменты под брендом Geos.


Вроде уже не импорт, но комплектующие все равно западные.

Вот с кем нет подобных проблем, так это с производителями из Азии. С ними проблема иная — контроль качества. Денис Замыслов, директор по маркетингу российской компании Foxweld, отмечает: 

«Мы начинали в своё время, два десятилетия назад, как компания, которая занимается сваркой. А потом перешли к изготовлению сварочных аппаратов — как для сварки в быту, так и изделий для профессиональных сварщиков. И часть мы производим в России, а остальное — Китай по нашим чертежам и техническим заданиям. Мы же контролируем, насколько эти техзадания выдержаны». 

Интересно, что партнёры в Азии могут справляться со сложными заказами. Казалось бы, что нового было придумано нового в технологии сварки за последние 15 лет? Правильный ответ: ничего. Но Foxweld прилаживает к сварочным аппаратам электронные мозги, позволяющие автоматически оптимально подобрать электроды, режим сварки и т.п. под конкретную задачу. ПО наше, исполнение «мейд ин Чайна».

И, кстати, о сотрудничестве с западными брендами. Для Foxweld в своё время важным этапом роста стало сотрудничество со знаменитой торговой сетью «Леруа Мерлен». И вот она-то из России никуда так и не ушла.

С другой стороны, в нашем глобальном (всё ещё, несмотря ни на что) мире всё так между собой переплетено, что уже не разберёшь, где чьё производство. Например, на стенде фирмы AVS, которая начинала с торговли автоаксессуарами и запчастями, а лет пять назад пошла ещё и на рынок автоинструментов, «Про Металлу» рассказали, что баллонные ключи получают от индийского завода... из Смоленской области. 

Ничего удивительного, зашли инвесторы из Индии на базу умиравшего АМО ЗИЛ в регионе, привезли индийскую технику, даже отчасти индийских работников. Теперь штампуют инструменты из российского металла и горя не знают (кстати, в наборах инструментов, которые идут в комплекте к «КамАЗам», они тоже присутствуют).

При этом в AVS полагают, что культура самим чинить машины в гаражах в россиянах не умрёт ещё долго, так что заказами они на этом рынке будут обеспечены. По их словам, каждый год они выбрасывают на рынок автоинструментов в среднем по 200 новых позиций (причём рассчитанных не только на автолюбителей, но и на серьёзные автомастерские), и этот год не станет исключением. Большая часть товара, правда, опять же азиатского производства.


Покупателем теперь стало сложнее разбираться, где и как сделана продукция, но оптимизма никто не теряет. Разберемся!

А вот кто всё собирает самостоятельно, не полагаясь на трудолюбивых граждан КНР, так это, например, также представленный на выставке завод «Фиолент» из Крыма. Хоть и шутили в годы перестройки, что перевод военного предприятия на гражданские рельсы, пресловутая конверсия — это среднее между конвульсией и диверсией, но «Фиолент», изначально ориентированный на нужды судостроительной индустрии, сумел выжить и после 1991 года. Как раз во многом благодаря тому, что освоил производство электроинструментов для продажи населению.

«У нас на заводе памятник стоит электролобзику, первому нашему гражданскому инструменту, — улыбается заместитель генерального директора завода Виктор Кислицын. — Поскольку родом мы были из оборонки, воспитанные военной приёмкой, то первые лобзики потом служили по 20 лет, настолько всё качественно сделано было. 

А первую партию электрорубанков от «Фиолента» я ещё своими руками собирал. Вчера здесь на конференции говорили, что самый тяжёлый по продажам год по электроинструментам был 2016-й. А для нас это был рекорд выпуска».

Завод и сейчас трудится без выходных, правда, опять пришлось подставить плечо ВПК. Однако Кислицын уверен, что и инструменты из Крыма скоро понадобятся в большом количестве — для восстановления освобождённых районов. «Фиолент» уже заключил контракты с четырьмя фирмами из новых российских регионов.

Общее мнение участников выставки: после ухода западных брендов на рынке образовалось много незаполненных лакун. Иногда довольно неожиданных. Например, сейчас очень сильно волнуются работники лесной отрасли по поводу пил. 

Вообще, пил на рынке много, а вот тех, что пригодны для валки таёжных могучих деревьев (ещё не спиленных китайскими партнёрами), оказалось, дефицит. Кто из участников отрасли эти лакуны быстро выявит и сможет заполнить, тот и окажется по итогам в выигрыше. И именно этому способствуют такие отраслевые мероприятия, как MITEX.

Источник: https://www.prometall.info/corp/ot_sadovykh_robotov_do_umnykh_svarochnykh_apparatov


Возврат к списку

Подписка на новости

Наши партнеры

Стратегический партнер выставки Ассоциация  РАТПЭ

Kolner
СТАВР
Интерскол
HiKOKI
Metabo
Фиолент
Stihl
Лит
Patriot
StanleyBlack&Decker
MachineStore
УралОптИнструмент
GreenWorks
Kress
Worx
Positec

Генеральный спонсор выставки

Caiman
РЕКЛАМА